Урок 19. «Крещение Христа и наше крещение»
Перед вознесением на небеса Христос сказал своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все до скончания века» (Матфея 28:19-20). Эти полностью раскрывают смысл и значение библейского крещения. Христос завещал нам соблюдать все Его заповеди и принять крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Какое крещение считать правильным?
Когда мы говорим о крещении, в нашем сознании оживают разнообразные картины. Известны самые различные формы крещения: через погружение, обливание, окропление, троекратное погружение лицом вверх, крещении в масле, в соли, в вине.
Один человек в Калифорнии был крещён в резервуаре, заполненном лепестками роз. В Корее крещение можно заказать по почте. Отсылаешь купон заказа и получаешь в ответ свидетельство о крещении. Один служитель приглашал молодёжь изваляться в снегу, и затем объявлял их крещёнными.
Какой же вид крещения правильный? Слово Божие даёт ясный ответ: «Кто не родится от воды...» (Иоанна 3:5). Эти слова произнёс Сам Господь. И не только произнёс, но и вошёл в реку для крещения.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матфея 3:13-17).
Это поистине чудесно! Заметим, что Иисус был крещён не потому, что Он согрешил, а потому, что согрешили мы. Многие не решаются принять крещение, мотивируя это собственным несовершенством и обилием грехов. Крещение не предназначено для каких-то особых, совершенных людей. В этом мире был только один совершенный Человек, Который принял крещение. Совершенное крещение Иисуса Христа компенсирует все наши недостатки.
Обратите внимание, как был крещён Иисус. Он «вышел из воды». Текст ясно дает понять, что Иисус был крещён в Иордане, как и многие другие.
«Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Иоанна 3:23).
Если бы Иоанн ограничился лишь окроплением или помазанием, ему не нужно было искать место, где было много воды.
Само слово «крестить» на языке подлинника означает «погружать». В других случаях этот греческий глагол употребляется для описания погружения ткани в красящее вещество при её окраске. Да и сам смысл обряда подразумевает только погружение. «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых» (Колоссянам 2:12).
Слово Божье повелевает нам быть «погребёнными со Христом» при крещении. Похоронить - значит покрыть, зарыть. Человек не будет погребён со Христом при крещении, если его голову лишь покропить несколькими каплями воды, или вылить на неё чашку воды. Сам факт, что крещение есть погребение со Христом, указывает, что только полное погружение будет правильным видом крещения.
Многие считают, что истинное крещение есть такое священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа - омывается от грехов и возрождается к новой духовной жизни.
Но Библия нигде не говорит о троекратном погружении в воду.
Не сказано, что Иисус погружался трижды в Иордан. Собственно, это и противоречит самому символу крещения: Христос один раз умирал, один раз погребён, один раз воскрес. А ведь крещение - это символ смерти. В однократном погружении верующий с закрытыми глазами, сдерживая дыхание, погребается в воде, как бы исчезая из мира. Это полная картина погребения. Когда же он поднимается из воды, он открывает глаза, вдыхает полной грудью воздух и снова соединяется со своими друзьями - это полная картина воскресения.
В кроплении и поливании нет ничего, что могло бы служить символом погребения и воскресения Христа. Никто не может быть истинно погребённым со Христом при крещении или восстать с Ним, будучи только покроплённым или политым водой. Как латунь не может быть золотом, так и кропление или поливание не может служить истинным крещением. Христос сказал: «Надлежит исполнить нам всякую правду».
Естественно, возникает вопрос: почему на сегодняшний день существует так много различных форм крещения?
Обратившись к истории церкви, мы обнаружим, что крещение путём погружения в воду было важным обрядом ранней христианской церкви. В церквах первого столетия часто были установлены купели, в которых было достаточно места для совершения обряда над взрослыми людьми. Некоторые церкви даже располагали отдельным зданием для крещения - баптистерием. К римской церкви Св. Иоанна в Латеране примыкает восьмиугольный баптистерий времён императора Константина; он использовался верующими-католиками на протяжение 1300 лет.
В здании Всемирного Совета церквей в Женеве можно увидеть фреску, выполненную в третьем столетии по Р.Х. Это одна из старейших сохранившихся фресок, которая изображает Христа и показывает Его погружение в воду.
Во Владимирском соборе в Киеве имеется икона, напоминающая о дне 988 г., когда князь Владимир был крещён через погружение в воду. История однозначно подтверждает, что крещение посредством погружения являлось обычной практикой как первоапостольской, так и ранней церкви на протяжении первых столетий.
Но почему же в наши дни во многих церквах предпочтение отдаётся окроплению или поливанию? Кардинал Джеймс Гиббоне объясняет это так:
«В течение многих столетий христианства крещение совершалось посредством погружения. Но, начиная с XII столетия, в католической церкви стали отдавать предпочтение обливанию, потому что эта форма сопряжена с меньшими неудобствами, нежели крещение посредством погружения... Церковь вправе по своему усмотрению проводить крещение наиболее удобным способом, в зависимости от обстоятельств, времени и места.»
(«Вера наших отцов», издание 94, стр. 277)
Итак, сегодня мы стоим перед выбором: большее удобство или пример Иисуса?
Духовный смысл крещения
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» (Римлянам 6:3-4).
В крещении присутствуют три особых акта:
1. погружение крещаемого в воду,
2. погребение его тела под водой,
3. поднятие его из воды.
Погружение крещаемого в воду лицом вверх символизирует его смерть со Христом для греховной жизни в этом мире.
Погребение под водой указывает на то, что он хоронит прежние свои греховные привычки и наклонности. Поднятие из воды является прообразным воскресением со Христом, чтобы с Его помощью ходить в новой жизни.
«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Римлянам 6:6).
«Ветхий наш человек распят» - это значит, что мы оставляем каждый известный нам грех и умираем для него. Если человек сквернословил, воровал, лгал, курил, пьянствовал, то умирая духовно со Христом, он оставляет греховные поступки и начинает следовать всем указаниям Спасителя.
Крещение есть внешний, зримый знак нашего обещания Богу жить по велению доброй совести. «Так и нас ныне подобное сему образу крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петра 3:21).
Принимающий крещение говорит, в конечном итоге, следующее: «Я принимаю решение следовать за моим Господом и Спасителем до конца моей жизни».
Крещение показывает Богу и миру, что мы определились в своём выборе, и принадлежим теперь Богу. Всех, искренно принявших Христа как Сына Божьего, крестившихся по Его примеру, Господь принимает в число Своих детей: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими» (1 Иоанна 3:1).
Кто может принимать крещение?
Прежде, чем принять крещение, человек должен быть научен, что такое спасение и какой путь ведёт к нему. Христос сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их» (Матфея 28:19).
Во-вторых, человек должен верить в Иисуса Христа и принять Его как своего личного Спасителя. Когда евнух спросил Филиппа, можно ли ему креститься, Апостол ответил: «Если веруешь от всего сердца, можно» (Деяния 8:37).
Третьим шагом к крещению является покаяние. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деяния 2:38).
Ни один человек не должен быть крещен до тех пор, пока в его жизни не будут присутствовать эти три условия.
Поскольку младенцы не могут проявить этих трёх качеств, следовательно, их крестить не должно. Крещение малых детей не является учением Библии. Это такое же человеческое постановление, как кропление и поливание, и является заменой истинного крещения.
Крещение недействительно без личной веры крещаемого. Младенцы не в состоянии быть наученными правилам жизни и вере во Христа. Соответственно они не могут считаться крещёнными, даже если их и крестили вскоре после рождения.
Священное Писание учит: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефесянам 4:5). Выражение «одно крещение» указывает на единообразие крещения по форме и смыслу, как его совершали ученики Христовы. А они делали это, как Иоанн Креститель и Христос. «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий». (Деяния 8:35-37)
Разбойник на кресте никогда не был крещён, но обретёт спасение. Господь сказал ему: «будешь со Мною в раю». Означает ли это, что можно спастись без крещения?
Разбойник принял Спасителя после того, как был пригвождён ко кресту, находившемуся рядом с крестом Христа, и он не имел возможности принять крещение. Если бы он услышал весть о Христе раньше и, имея возможность креститься, отказался бы повиноваться этому установлению, он не мог бы спастись. Преднамеренно упорствующий в неповиновении одной из заповедей Божиих не может спастись.
Сколько раз человек может принимать крещение?
Священное Писание сообщает о некоторых верующих, которые, по указанию Господа были крещены дважды в различные периоды своей жизни.
«Павел ... прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нём, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деяния 19:1-5).
Эти люди крестились полным погружением в воде под влиянием вести Иоанна Крестителя. Принимая крещение от Иоанна, они до конца не понимали миссию Иисуса, взявшего на Себя грехи мира, и придерживались ошибочных взглядов. Но, узнав от Апостола Павла о жизни Христа на земле, о Его жестокой и позорной казни, о том, как Он сокрушил могильные оковы и восторжестовал над смертью; и как, возносясь на небо, Он обещал послать Утешителя - Духа Святого, силой Которого будут совершаться великие знамения и чудеса - они верой устремились к чудесной истине и приняли Христа как своего Спасителя. В знак своей перемены, желая засвидетельствовать свою веру во Христа, они повторно крестились во имя Иисуса.
В этом месте Святого Писания заключается важная весть для тех, которые были крещены прежде, чем услышали настоящую правду о субботе, законе, суде, состоянии умерших. втором пришествии Христа, крещении. Когда они узнают истину и пожелают соблюдать всё то, что заповедал Иисус Христос, тогда они должны с молитвой обсудить вопрос о повторном крещении.
Заключение
1. Крещение связано с духовным переживанием нового рождения. Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Иоанна 3:5).
2. Крещение является брачным союзом, когда мы соединяемся с Иисусом Христом. Апостол Павел заявляет: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Галатам 3:27).
3. Крещение свидетельствует о смерти верующего по отношению ко греху и о воскресении к праведности. Поэтому, Апостол Павел говорит: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Римлянам 6:3).
Если вы прежде не придавали значения крещению или не имели возможности последовать за Христом в священном обряде крещения через погружение, - для вас сегодня звучит тот же вопрос и то же приглашение, что и для Апостола Павла: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои» (Деяния 22:16).
Пройти тест
|