Урок 10. «Христос - наш первосвященник»
По словам пророка Даниила должно было произойти очищение святилища: «На две тысячи триста вечеров и утр, и тогда святилище очистится» (Даниила 8:14). Земное святилище в это время не существовало. По свидетельству Апостола Павла и других Апостолов существует святилище небесное, где Христос, как Первосвященник, совершает Своё служение. Соответственно, именно на очищение небесного святилища указывал самый длинный пророческий период.
Для понимания смысла и значения первосвященнического служения Христа и очищения небесного святилища, нам необходимо прежде ознакомиться со служением первосвященника в земном святилище и его очищением.
Служение в земном святилище
Бог повелел Моисею построить Ему жилище для обитания на земле: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них» (Исход 25:8).
Повеление об устройстве святилища было дано после того, как израильтяне вышли из Египта и находились на пути в Ханаан. Будучи в Египте, они впали в идолопоклонство, и правильное понятие о Боге, какое имели их отцы Авраам, Исаак и Иаков, они утратили. Для возвращения их на духовную высоту понадобилось ввести наглядное, прообразное Богослужение, благодаря которому они постепенно пришли бы к более совершенному понятию о Боге и Его плане спасения. Святилище было устроено из самых дорогих и ценных материалов с той целью, чтобы обратить взоры и сердце израильтян к Тому, Кто в великой Своей славе являлся в этом святилище.
Спустя 500 лет после вступления Израиля в Святую Землю переносное святилище было заменено величественным каменным храмом, возведённым по первоначальному образцу царём Соломоном.
Служение и обряды, совершаемые в пустыне, во всех подробностях описаны в книге Исход (гл. 25-40). Материалы, из которых возводилась скиния, определённая окраска, расположение культовых предметов - всё говорило о грядущем спасении.
Как же выглядела скиния и двор?
Длина её двора была 100 локтей, ширина - 50, а высота - 5 локтей (локоть равен примерно 50 сантиметрам). Сама скиния была сделана из дерева и выложена золотом, длина её составляла 15 м, ширина и высота - 5м.
Внутри скиния была разделена на две части: большая часть, восточная, называлась Святое; меньшая, западная - Святое святых. Отделения разделялись друг от друга завесой из тонкой льняной ткани голубого цвета с пурпурным отливом. На ней были изображены вышитые золотом херувимы.
Во дворе скинии стоял жертвенник, на котором приносились все жертвы. «И поставь жертвенник всесожжения перед входом в скинию собрания» (Исход 40:6). Там же находился медный умывальник с водою, в котором священники совершали омовение рук и ног прежде, чем войти в святилище (Исход 30:17-21).
Постоянное служение в святилище и во дворе скинии
По повелению Господа в святилище совершалось постоянное служение: каждое утро и каждый вечер священник входил в святилище и на золотом жертвеннике, который стоял перед завесой, воскурял благовонное курение, затем поправлял светильник, чтобы лампады его горели, не угасая. Таковым предстаёт перед нами ежедневное служение первосвященника в первом отделении святилища. «На нём Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им, и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это - всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исход 30:7-8).
В этом состояло служение первосвященника перед жертвенником постоянного ходатайства за народ в святилище. Когда священник утром и вечером входил в святилище, чтобы воскурять благовония на золотом жертвеннике, весь народ одновременно с ним объединялся, вознося свои молитвы к Богу. Их молитвы возносились в небо вместе с облаком воскуряемого фимиама, ибо последний символизирует молитвы святых.
В подтверждение этому мы читаем: «И пришёл иный ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами всех святых от руки ангела пред Бога» (Откровение 8:3-4). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя» (Псалом 140:2).
Во дворе располагался большой жертвенник для всесожжения, на котором совершалось постоянное примирение за народ. В то время, когда священник возносил жертву за народ во святилище, заколотый агнец лежал во дворе, готовый для сожжения на жертвеннике, как примирение за грех народа. В этом состояло постоянное служение примирения во дворе святилища через жертвенного агнца. Необходимо было приносить в жертву одного агнца утром и одного агнца вечером. «Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно. Одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером» (Исход 29:38-39).
Это служение примирения совершалось не по воле народа и не по его просьбе, но по воле Господа и было откровением Божьего плана спасения людей. Так Бог через Христа ежедневно примиряет народ с Самим Собой: «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» (2 Коринфянам 5:21).
Господь указывал, что жертва, приносимая за грех, должна быть чистой, потому что она символизировала святость Господа нашего Иисуса Христа, Которому предстояло умереть за наши грехи. Библия говорит о Нём: «Святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес» (Евреям 7:26).
Жертва должна быть чистой ещё и потому, что вина кающегося грешника перекладывалась на безвинного агнца наложением на него рук. Он, не знавший греха, сделался «жертвою за грех» (2 Коринфянам 5:21).
Принесение жертвы сопровождалось пролитием крови, указывавшем на крестную смерть Христа: «возмездие за грех - смерть» (Римлянам 6:23); она же говорила об искупительной смерти Христа, ибо «без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22).
Во втором отделении, или Святом святых, отделённом от первого завесой, стоял ковчег, главный предмет всего святилища. Сделанный из дерева ситтим, он имел форму ларца (1 м 22 см длиной, ширина и высота его составляла около 1 м). Он был покрыт чистым золотом снаружи и внутри, а также имел золотой венец вокруг верхней крышки (Исход 25:10-11).
Крышка ковчега, изготовленная из цельного листа золота, называлась престолом благодати. На обеих сторонах этой крышки стояли херувимы, сделанные из чистого золота, с крыльями, распростертыми вверх; лица херувимов были обращены на престол благодати (Исход 25:17-20).
Между херувимами и престолом благодати располагалась «Шекина», знак Божественного присутствия. «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов» (Исход 25:22).
Что находилось в святом ковчеге?
Провозгласив в трубных звуках с горы Синай Десять Заповедей, Бог написал их на двух каменных скрижалях (Второзаконие 5:22). Сделав это вторично, Господь сказал Моисею: «И Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег» (Второзаконие 10:2). Затем Моисей даёт нам следующее вдохновенное описание: «И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрёк вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошёл с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтобы они там были, как повелел мне Господь» (Второзаконие 10:4-5).
Все служения святилища сосредотачивались на факте нарушения человеком вечных принципов Десятисловного Закона, высеченного теперь на каменных скрижалях и положенного в святой ковчег во святилище. Все люди нуждались в милосердии. Поэтому над святым законом и находился так называемый престол благодати или милости. А над местом милости обитал Сам Бог, Автор Своего закона, Распределитель милости, Спаситель грешников.
Закон Божий осуждал грешника на смерть. Его милость предоставляла жизнь. Прощение предлагалось через действие искупительной крови. Лишь Христос, равный моральному закону, против которого согрешил человек, мог спасти его от проклятия закона. «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожила грехи» (Евреям 10:4). Кровь животных могла служить только прообразом крови Христа
Земное святилище очищалось один раз в год
Десятый день седьмого месяца назывался «днём очищения». Посредством крови совершалось очищение как самого святилища, так и всего народа (Левит 16:16, 29-30). Очищение означает примирение. Это был последний Божий призыв к Своему народу раскаяться во грехе и очиститься посредством крови: «А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Левит 23:29).
В течение года каждый день народ исповедовал свои грехи.
Кровью принесённой жертвы мазали рога жертвенника. Таким образом грехи символически переносились в святилище. Ежегодно, в десятый день седьмого месяца представлялась последняя возможность для окончательного избавления от греха. Это был на самом деле торжественный день! Смирившиеся пред Богом, раскаивавшиеся в своих грехах, получали прощение и очищение своих грехов.
Люди, намеренно и дерзко нарушавшие закон Божий, осуждались и наказывались смертью. Процесс очищения описан в 16 главе книги Левит. В назначенный день священник прежде всего приносил жертву за себя и дом свой. Будучи прощён и очищен, он приступал к очищению народа и святилища.
Таким образом, очищение земного святилища было непосредственно связано с представлением о Судном дне.
Какие два животных употреблялись при этом ежегодном очищении?
«И возьмёт двух козлов, и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения. И приведёт Аарон козла, на которого выпал жребий для Господа, и принесёт его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения... И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесёт кровь его за завесу ... и покропит ею на крышку и пред крышкою, - и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их... И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведёт он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлёт с нарочным человеком в пустыню. И понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Левит 16:7-22).
Людские грехи, накопившиеся в святилище за год, нужно было полностью удалить оттуда. И вот наступал день, когда первосвященник с сосудом, наполненным кровью жертвенного животного, входил за завесу, во Святое святых и, стоя в присутствии Божием, кропил кровью крышку ковчега завета, под которой находился Закон Божий, тем самым как бы удовлетворяя требования Закона. Затем первосвященник, как прообразный посредник, брал на себя грехи и уносил их из святилища. Эти грехи возлагались на козла отпущения и, таким образом, народ и святилище очищались.
Земное святилище является прообразом небесного
Святой Апостол Павел говорил, что первая скиния являлась прообразом настоящего времени и устроена была по подобию небесного святилища (см. Евреям 8:5).
Оба святилища располагают теми же предметами. Столетия спустя со дней Моисея Иоанну, написавшему Откровение, в видении были показаны предметы небесного святилища. Он видел золотые светильники (см. Откровение 1:12-13; 4:5), золотой жертвенник для воскурения фимиама (см. Откровение 8:3-4), ковчег завета (см. Откровение 11:18-19).
Христос является Первосвященником небесного святилища. Здесь Он служит ради нас: «Ибо Христос вошёл не в рукотворённое святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие...» (Евреям 9:24-26).
Небесное святилище и его очищение
Смерть Христа на Голгофе за грехи людей ознаменовала окончание прообразного жертвенного служения в земном святилище:
«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Матфея 27:50-51). Жертвы животных не могли сделать «совершенными приходящих с ними»: «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне... Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже... По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа... Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:4-14).
Разодравшаяся завеса в храме указывала на открывшийся непосредственный доступ к Богу благодаря Иисусу Христу. Об этом сказано: «Итак, братия, имея дерзновение (смелость) входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, и, имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» (Евреям 10:19-21).
К какому храму обращаются наши взоры и внимание согласно книги Откровения?
«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его...» «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облечённого в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откровение 11:19; 1:12-13). (Подир - длинная одежда иудейских первосвященников и царей).
Другие тексты книги Откровения также содержат подробности о небесном храме и первосвященническом служении Христа в нём. Этот небесный храм послужил и Моисею образцом для постройки временного святилища и храма на земле (Евреям 8:5). В небесном храме Христос совершает Своё служение и сказано, что «Он может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:25).
Нуждается ли небесное святилище в очищении? Есть ли грех на небе?
На небе нет греха, хотя именно там он впервые возник. И там проблема греха разрешена навсегда.
В древности грехи народа посредством священника прообразно вносились в земное святилище. В новозаветное время людские грехи, когда они исповедуются и оставляются, вносятся Христом в небесное святилище.
По окончании какого периода времени очистится небесное святилище?
Писание дает чёткий и конкретный ответ на данный вопрос:
«И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Даниила 8:14).
Этот период времени, состоящий из 2300 лет, начавшийся в 457 г. до Р.Х. закончился в 1844 г. по Р.Х. Именно тогда Христос, как Первосвященник, вошёл во второе отделение небесного святилища для его очищения. В это время стала раздаваться весть из Откровения:
«... убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откровение 14:7).
В 1844 году, когда должна была начаться работа очищения небесного святилища, Иисус вошёл во Святое святых и начал работу очищения. На небе нет греха, но данная работа совершается в связи с записями о грехе.
Поскольку очищение земного святилища было последним днём примирения с Богом, или Днём суда, то очищение небесного святилища является временем, определённым Богом для последнего суда. «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить Вселенную» (Деяния 17:31) (смотри урок 12).
В великий Судный день Господь снимет грехи со всех исповедавшихся, грехи их будут прощены (Деяния 3:19). Так завершится суд для праведников. В ходе этого суда исследуется жизнь каждого верующего во Христа, чтобы определить, заслуживает ли он вечное спасение.
Ради кого проводится это следствие?
Разумеется, всеведущий Бог, Которому известен конец от самого начала, не нуждается в подобном следствии для определения судьбы каждого человека. Однако существует сатанинский соблазн считать Бога непоследовательным и несправедливым. Для доказательства обратного события жизни каждого человека тщательно фиксируются, и в Судный день эта запись будет развёрнута и представлена как свидетельство праведности и истинности путей Господних, справедливости Его решений. Вся разумная Вселенная должна увидеть характер Бога в Его отношении к человеческому роду, Его всепрощающую любовь.
Благодаря этому мы яснее представим себе смысл храмовых обрядов: у жертвенного алтаря покаявшийся грешник, возложивший свои грехи на невинную жертву, обретал надежду на пришествие Христа, Агнца Божия, взявшего на Себя грехи людей. Спаситель умер за нас: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Исайи 53:5).
Закланный Агнец стал воскресшим Спасителем, нашим Великим Первосвященником перед небесным престолом: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым ... и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полной верою» (Евреям 10:19, 21,22).
До вынесения окончательного решения суда Божия, всем племенам, коленам и языкам будет возвещена весть вечного Евангелия для того, чтобы покаяться во грехах, смириться перед Богом и обрести прощение через веру во Христа. Закончив служение очищения небесного святилища, Христос возложит грехи раскаявшихся на виновника всех грехов - дьявола, которого изображал козёл отпущения в земном служении. Козёл навсегда удалялся от людей, так же и дьявол, и всякий грех навсегда будут удалены из Вселенной.
Примирительная жертва Христа и посредническое служение в небесном святилище составляют основание всего Евангелия. Тысячи людей были распинаемы на крестах. Но только Один умер на кресте во имя спасения грешников.
Христос Своей смертью примирил человечество с Богом:
«Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Коринфянам 5:19).
Христос является нашим Первосвященником:
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха» (Евреям 4:15).
Служение Христа в небесном святилище открывает нам надежду на прощение грехов и вечную жизнь:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).
Христос является единым Посредником между Богом и человеком:
«Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1 Тимофею 2:5).
Со смертью Христа обрядовое служение священников утратило свою силу и значение. Открылся свободный доступ в небесное святилище. Почему только один Иисус Христос имеет право быть посредником перед Богом? Сын Божий говорит о Себе: «... Я есмь первый и последний и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откровение 1:17-18).
Христос - Посредник первый и последний. Почему?
Потому что Он был мёртв и обрёл жизнь. Только умерший за грешников и затем воскресший имеет право быть посредником между Богом и грешниками.
Мы должны исповедовать наши грехи Единому Первосвященнику, и только тогда наше покаяние окажется принятым и молитва услышанной: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).
Молитву Господь слышит в любое время и независимо от того, где вы её произносите. Но если у вас есть особое место для молитвы - это замечательно: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфея 6:6).
«Таков и должен быть у нас первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес» (Евреям 7:26-27). Таким Первосвященником является только Иисус Христос и никто из людей.
Заключение
Со смертью Иисуса Христа путь во Святое святых открыт. Новый путь непосредственно к Богу приготовлен для всех. Погрязшее в грехах скорбящее человечество больше не нуждается в служении земного первосвященника. Наш Небесный Первосвященник со Своей кровью однажды «вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление» (Евреям 10:7; 9:12), и «всегда может спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:25).
Пройти тест
|