ENG РУС

Туринская плащеница

Туринская плащеница

А. Платунова, Т. Славецкая

Таинственная реликвия

Туринская плащаница на протяжении многих веков волнует умы людей - как верующих, так и неверующих. Это великая детективная история, истоки которой восходят к рубежу II и III в. н.э., а главные события, связанные с Туринской плащаницей, относятся к XIV в. н.э.

Осенью 1978 году в итальянском городе Турине на всеобщее обозрение в кафедральном соборе Джованни Баттиста была выставлена реликвия - плащаница, в которую, как считают, был завёрнут Иисус Христос после снятия Его с креста. Демонстрация этой реликвии, известной в мире как Туринская плащаница, была приурочена к 400-летию её появления в Турине. Она хранится высоко над алтарём, защищённая пуленепробиваемым стеклом и системой сигнализации. Запечатанная в драгоценном ковчеге, плащаница таинственным образом несёт на себе, как принято считать, изображение распятого тела Христа. Копия плащаницы хранится в Москве, в храме Сретенского монастыря. В Москве создан специальный Российский центр Туринской плащаницы.

История плащаницы (как свидетельствуют средства массовой информации) пунктирно прослеживается с рубежа II и III в. н.э. - со времени правления царя Авгаря VIII в государстве Асраена в Месопотамии, которое было в ту эпоху частью Римской империи. Тогда плащаницу перенесли в его столицу Эдессу и спрятали в нише городских ворот. Там она была обнаружена в VI в., и с неё были сняты копии, в основном лика Христа. Первое письменное свидетельство о плащанице появляется в греческом тексте, где описывается так называемый монгилиум - сложенная «ликом» вверх плащаница. В 844 году плащаницу (монгилиум) переносят в Константинополь, где её не раз разворачивали. В 1204 году плащаница исчезает из Константинополя, и дальнейшая её история начинается в XIV в., когда она оказалась во Франции в г. Лире у рыцаря Жофрэ де Шарни.

Туринская плащаница представляет собой единый кусок льняного полотна размером 4,36 на 1,1 метра, на котором отпечатались два неискажённые отображения обнаженного мужского тела во весь рост: на одной половине со сложенными на груди руками (правая рука покойного перекрывает левую), а на другой стороне - со спины (следует отметить, что на отображении отсутствуют боковые поверхности тела). Невооружённым глазом можно различить черты лица - нос (сломанный), губы, бороду, волосы, пальцы. На плащанице имеются следы крови, которые, как считают, оставили многочисленные раны на теле распятого: следы кровоподтёков на голове от шипов тернового венца, от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку.

По преданиям Католической церкви, в которые верит и Православная церковь, именно в это полотно был завёрнут Христос после снятия с креста.

Наука для религии

Прежде всего возникает естественный вопрос о возрасте плащаницы. В 1988 году от неё был отрезан лоскуток размером около 7 кв. см. Образец был разделён на три части и передан в лаборатории углеродного анализа в США (Аризонский университет), Англию (Оксфордский университет) и Швейцарию. Независимые определения возраста радиоуглеродным методом показали близкие результаты, позволяющие полагать, что её возраст находится в интервале 1260 - 1390 годов. Однако проведённые позднее исследования с использованием тонкой методики и с учётом последствий пожара в 1532 году, в котором плащаница пострадала, показывают её возраст около 2000 лет. В процессе изучения плащаницы выявилось много необычных особенностей, которые подогревали интерес к ней. Так, 28 мая 1898 года итальянский фотограф Секондо Пиа впервые сфотографировал Туринскую плащаницу. Сенсация заключалась в том, что лицо человека на негативе видится в реальном (позитивном) свете, и чётче, чем на самой плащанице и в её позитивном изображении.

Компьютер восстановил лицо человека по отпечатку на плащанице, художник воссоздал изображение тела по отпечатку.

Исследование Туринской плащаницы привлекло к себе внимание и широкой общественности, в том числе учёных самых разных профилей (от физиков до богословов). Вся совокупность полученных в процессе исследования плащаницы фактов как будто свидетельствует о том, что отображение на ней могло возникнуть тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную камеру.

Подобного рода изображение невозможно получить ни одним из известных науке способов - с этим согласны и учёные, которые проводили многочисленные исследования плащаницы - как атеисты, так и верующие. Таким образом, не вызывает сомнения, что это изображение появилось сверхъестественным путём, т.е. практически все исследователи согласны, что эта реликвия представляет собой чудо! По своей значимости Туринская плащаница поистине стала для многих пятым Евангелием: её так и называют сейчас во всём мире. Для Католической церкви она, по выражению папы Иоанна Павла II, является важнейшей из всех реликвий в истории христианства.

Что говорит Библия?

Однако детальное изучение соответствующих евангельских текстов и иудейских погребальных ритуалов раскрывает ряд важных моментов, которые позволяют с уверенностью утверждать, что Туринская плащаница не может быть подлинной реликвией.

Естественно, необходимо ответить на самые главные вопросы в этой связи: о едином куске ткани, её типе, пропитке благовониями, о характере самого отпечатка и др. Но важно понять, что мы будем руководствоваться в своих исследованиях библейским установлением. Ведь, согласно ему (см. Исаия 8:20; Деяния 17:11 и другие), единственным критерием истины для понимания и толкования Библии, который был известен со времён первоапостольской Церкви, а затем утерян на многие столетия и восстановлен Реформацией, является само Слово Божие, Священное Писание, а не человеческие предания.

Напомним, что протестантские принципы изучения Священного Писания звучат следующим образом: Sola Scriptura (только Библия) - Tota Scriptura (вся Библия). Для протестантов не должно быть сомнений в том, что Туринская плащаница, представляющая собой реликвию, не могла появиться как «послание» от Бога, Его пятое Евангелие, поскольку это противоречит второй заповеди: не делай себе кумира (Исход 20:4-5, Второзаконие 4:15).

Бог дал нам свидетельство о воскресении Христа с описанием его деталей только в Евангелиях (мы рассмотрим их далее). Католическая церковь рассматривает предание наравне (и даже выше) со Священным Писанием. Такой подход противоречит учению Библии (Исаия 29:13; Марк 7:7-9, 13; Матфея 15:3,6; Колоссянам 2:8 и др).

Разнообразные реликвии (плащаницы, мощи, иконы и др.) особенно широко распространились в мире после IX в., когда официально было разрешено иконопочитание. Возникает вопрос: для чего нужна эта плащаница? Кто её «создал»?

Обратимся к библейским свидетельствам. Прежде всего, скажем о значении слова «плащаница»: в греческом языке первое значение этого слова - «ткань (льняная)». В Евангелиях (у Матфея, Марка и Луки) для обозначения плащаницы используется греческое слово «синдон» (которое происходит от еврейского слова, обозначающего «полотно»). В Евангелии от Иоанна и у Луки 24:12 для понятия «пелены» используется другое греческое слово - «отонион», происходящее от «отоне» - тонкое полотно или тонкая ткань - и иногда обозначает кусок полотна для перевязки или просто перевязку. Кроме того, и это очень важно, в Иоанна 11:44 использовано и третье слово для «пелён» - «кейриа» - полоска ткани, обвязка.

Все эти три слова в греческом означают прежде всего «ткань», «полотно» (льняное, а не хлопковое или какое-либо другое), а затем и всё сделанное из этой ткани, в том числе погребальные пелены или полотнище, т.е. эти слова являются практически синонимами, а отсюда вытекает важнейший вывод: «плащаница» и «пелены» представляют собой одно и то же.

Теперь обратимся к свидетельству Евангелий. Изучение текстов Евангелий (Матфей 27:59; Марк 15:46; Лука 23:53 и Лука 24:12) и истории христианства показывает, что эти евангелисты писали со слов других для разных категорий читателей: Матфей - для евреев; Марк - для римлян; Лука - для греков. Они сообщали им общие сведения, в данном случае о погребении Христа. В их повествованиях есть некоторые разночтения. Например: Марк 16:1 - женщины купили ароматы для помазания «по прошествии субботы»; Лука 23:56 - женщины приготовили благовония в пятницу и др. Хотя эти разночтения несущественны, поскольку связаны с определением времени Пасхи (совпадение или несовпадение с церемониальной или недельной субботой), в целом ясно, что сами евангелисты не были очевидцами захоронения тела Христа!

Из евангелистов свидетелем, очевидцем событий был только апостол Иоанн, который в своем богословском Евангелии не случайно уделил столь много внимания фактам погребения Христа - но во имя того, чтобы дать чрезвычайно важные свидетельства, связанные с самой сердцевиной христианской вести - с чудом воскресения Христа. Иоанн говорит о самом себе: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (Иоанн 19:35). Если три евангелиста упоминают в качестве участников погребения Иисуса трёх свидетелей - Иосифа, Марию и Марию, то у Иоанна говорится ещё об одном очевидце - Никодиме, а позднее появляется и Пётр.

«Развяжите его!»

Вот как описывает Иоанн (19:38 - 40) погребение Иисуса: «Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный - из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял Тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. (32,7 килограмм - примечание автора) Итак, они взяли Иисуса и обвили Его пеленами (множественное число от «отонион» - примечание автора) с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.»

Как же «обыкновенно» погребали иудеи? Обратимся к описанию воскрешения Лазаря (Иоанн 11:44), которое выступает в этом Евангелии в качестве прообраза погребения Иисуса: «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, (множественное число от «кейриа» - повязка для оборачивания покойного, полосы ткани, напоминающие широкие бинты - примечание автора) и лицо его обвязано было платком. (греч. «сударион» - платок, который клали на лицо и одновременно обвязывали всю голову покойного - примечание автора) Иисус говорит им: развяжите его. Пусть идёт.»

Тот факт, что благовония для пропитывания пелён были в жидком виде (хотя приводится их вес в фунтах и литрах (римский фунт равен 327 граммам, а греческий литр равен римскому фунту)), косвенно удостоверяется свидетельством самого Иисуса о помазании Его ног Марией, которое описывается в Иоанна 12:3 и 7: «Мария же, взявши фунт чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса... Иисус же сказал:... она сберегла это на день погребения Моего.» Для погребения же Иисуса было использовано, как сказано, около 32,7 килограмм. Многие современные иудеи сохранили эти обычаи и тоже пропитывают пелены (полосы ткани) благовонным маслом, оборачивая их вокруг тела усопшего и обвязывая его голову платком.

Обратимся к ключевым текстам - Иоанн 20:4-8. По воскресении Иисуса Пётр и Иоанн приходят к Его гробнице. «Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый, и, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит в гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, (греч. "сударион" - примечание автора) который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.»

Иоанн и Пётр видят в гробнице, что «пелены лежали нетронутыми». И платок лежал сложенный отдельно. Таким образом, речь идёт не о едином полотнище ткани, в отличие от Туринской плащаницы! Здесь интересно попутно отметить также, насколько глубоким было проникновение Иоанна («другой» ученик, это, конечно, сам Иоанн) в суть произошедшего, что в греческом оригинале переводится одним глаголом «видеть». Если Пётр просто «видит» (глагол теамай - зреть, смотреть; от этого корня происходит слово «театр»), то Иоанн стих 8 - увидел (блелей), т.е. узрел, открыл, окинул взором и понял; в стих 8 - увидел (эйден, от глагола хорао - постигать более глубоко). Таким образом, он посмотрел, понял, поверил и написал нам, чтобы и мы подключили свой разум, поняли, запомнили и передали его свидетельство другим.

Омыт и умащен

Итак, евангельское повествование обращает наше внимание на важные особенности, которые не позволяют рассматривать Туринскую плащаницу как подлинное погребальное полотно, в которое было завёрнуто тело Иисуса: там присутствуют пелены и платок, пропитанные жидкими благовониями. Предположение о сухих благовониях в данном случае не соответствует библейским свидетельствам об обилии использованных при погребении Христа благовоний, отсутствию их следов на Туринской плащанице, на которой, однако, сохранилась пыльца местных растений, не входивших в состав благовоний.

Доводы некоторых исследователей о том, что при погребении Иисуса не было возможности обмыть тело и исполнить обряд полностью в связи с тем, что Иосиф мог многое поручить своим слугам. Кстати говоря, обмывание тела могло бы и должно было способствовать тому, что следы крови на плащанице не сохранились, тогда как, вопреки всему, изображение отпечаталось на ней со следами крови (и даже не несёт на себе никаких искажений пропорций, что, несомненно, исключается самой процедурой погребения). Об обмывании тела Иисуса как неотъемлемом элементе погребального обряда содержится информация в апокрифическом Евангелии Петра (Новозаветные апокрифы, СПб, Амфора, пункт 6): «Иудеи же радовались и отдали тело Его Иосифу для погребения... Он же взял [тело], обмыл и обвил полотняным покровом и положил в гробницу.»

Важно отметить и некоторые другие моменты. В ткань Туринской плащаницы, по свидетельству ряда исследователей, вплетены и хлопковые нити, что не соответствует библейскому принципу изготовления торжественных одежд (к числу которых относились и плащаницы). Как в Ветхом, так и в Новом Завете (например, Левит 16:32; Иезекииль 44:17, 18; Откровение 15:6; 19:48) они делались исключительно из одного материала - льна (виссона).

Опасная подделка

И снова возвратимся к вопросу о реликвиях. Кому нужно само существование Туринской плащаницы? Апостолы её не видели, они видели живого Христа. Религиозным противникам Христа она тоже была некстати. Несомненно, она имеет сверхъестественное происхождение, это явное чудо. Но кем это чудо сотворено? Мог ли Бог оставить нам её в качестве «пятого Евангелия»? Конечно, нет. Зачем Богу творить чудо, которое противоречит Его второй заповеди? Бог свои законы не меняет: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.» (Матфей 5:18) А что касается изображения нагого Мессии, то это кощунственно и немыслимо с библейских позиций (Бытие 9:22, Левит 18:7-17).

Итак, если не Бог, то кто? Сатана?! Дьявол хочет обмануть как можно больше людей. О его способности творить чудеса читаем в Библии следующее: 2 Коринфянам 11:14; Матфей 24:24; 2 Фессалоникийцам 2:9; Откровение 13:13 и др., особенно в последнее для земной истории время, перед вторым пришествием Христа. Сатана выбрал для этого самую сердцевину христианской истины: чудо Воскресения Христова, попытавшись подменить его своим чудом. И ему уже удалось прельстить тех, кто полагается не на библейскую истину, а на человеческие предания. Но верить в ложь - губительно, это может повлиять на судьбу человека в вечности, как написано: «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения» (Осия 4:6), «Ибо я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжения.» (Ос. 6:6)

Возникает вопрос, не сотворено ли это чудо сатаной для обмана интеллигенции, атеистов и прельщения, в том числе глубоко верующих («чтобы прельстить, если возможно, и избранных» - Матфей 24:24), всех тех, кто не опирается на Слово Божье как на единственный критерий истины и, вместо того, чтобы исследовать истинные Евангелия, тратит силы своего интеллекта и драгоценное время на исследование «реликвий» (смотри 1 Ионна 2:18; Ефесянам 5:16; 1 Коринфянам 7:29; Галатам 6:10), претендующих на роль пятого Евангелия, которое на деле является антиевангелием.

Источник: «Теперь время»,
№3 (33) 2002

Содержание:

Эффект Пигмалиона

Туринская плащеница

© Дизайн - Дмитрий Мологин. Программирование - Игорь Шиповский