ENG РУС

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона

Хельга Боброва

Эффект Пигмалиона

В 1966 году психолог Роберт Розенталь пришёл к выводу, что ожидания имеют свойства оправдываться. Он назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проведя параллель с персонажем древнегреческой мифологии. Скульптор Пигмалион полюбил статую девушки, сделанную им из слоновой кости. Чувство его было столь сильным, что, повинуясь ему, статуя ожила.

В эксперименте Розенталь поручил группе людей наблюдать за тем, как крысы проходят лабиринт. Они думали, что помогают профессору проводить эксперименты над крысами, а Розенталь в это время изучал как ожидания людей влияют на поведение крыс. Одни грызуны были представлены участникам эксперимента как «умные», а другие как «глупые» (что не соответствовало действительности). В результате были получены данные, которые подтвердили ожидания людей. «Умные» крысы проходили лабиринт лучше, чем «глупые».

Оказалось, когда участник эксперимента работал с «умной» крысой, он уделял ей больше внимания: поглаживание и более мягкое обращение создавало положительное подкрепление, которое и помогало крысе пройти лабиринт лучше своих «глупых» сородичей.

Второй эксперимент Розенталь провёл в школе. Перед началом учебного года учащиеся сдали тест на интеллект (IQ). Родители и учителя были ознакомлены с его результатами. Среди работ учеников экспериментатор случайным образом отобрал небольшую группу учащихся, в отношении которых учителям была предоставлена информация, призванная изменить их ожидания. «Эти ученики, - заявил Розенталь о выбранной группе, - сдали текст IQ в число средних. – Однако согласно нашей новой методике мы можем дать прогноз, что в их интеллектуальном развитии ожидается скачок в течении следующего года». В конце учебного года Розенталь повторно провёл текст на интеллект. Ожидания учителей оправдались – среди учеников указанной группы действительно произошёл скачок интеллектуального развития. Данную группу учеников экспериментатор выбрал случайным образом. Если бы на их месте оказались другие школьники, то именно они совершили бы этот прорыв, подтвердив ожидания педагогов. Инструментом оценки в данном эксперименте выступали не школьные отметки, которые являются субъективным критерием, а стандартизированный тест, исключающий влияние экспериментатора на результат.

Каким-то невообразимым образом особое отношение преподавателя к ученику способствовало интеллектуальному развитию. Почему ожидания обладают такой силой? Учителя, Розенталь сообщил свои прогнозы, подобно людям, работавшим с крысами, проявили большую внимательность к «перспективным» школьникам. Уже сама мысль, что от тебя ожидают большего, заставляет человека изменяться. Таким образом, было доказано: если у ребёнка есть педагог, который верит в его успех, это положительно влияет на его успеваемость и самооценку. Этим же объясняется и успех любимчиков учителей.

Исследования Розенталя имеют большое значение в сфере человеческих взаимоотношений. Если бы мы как люди верующие поступали по примеру нашего Учителя, то эффект Пигмалиона не был бы для нас большим открытием. Обратимся к посланию к Римлянам апостола Павла, глава 5, тексты 6-8: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:6-8).

Эти тексты говорят о том, что мы были грешниками и врагами Богу, но Он поступил с нами не так, как того мы заслуживали. Он дал нам понять, что мы можем стать лучше, у нас получиться (если позволим Богу действовать в нас – примечание редактора). Каждому человеку Он сказал, что у Него есть добрые ожидания относительно него. И уже сама мысль, что кто-то верит, что ты способен на лучшее – уже она побуждает к изменениям (на практике изменения производит Бог, когда мы этого желаем и стремимся к ним – примечание редактора).

Что изменится, если и мы будет так же поступать с нашими ближними?

В практике родителей и учителей эффект Пигмалиона проявляется в том, что их ожидания способны повлиять на результат работы класса. Существует тенденция, в соответствии с которой педагоги, которые высоко оценивают своих подопечных, достигают большей отдачи. А преподаватели, относящиеся к своим ученикам как к сборищу лентяев и тугодумов, вечно забывающих принести на урок учебники и тетрадки, в итоге получают именно их. Этот же феномен проявляется во взаимоотношениях родителей с детьми. Посредством ожиданий, родители оказывают очень сильное созидательное или разрушительное влияние на своих детей, определяя их будущее. Ожидания влияют на самооценку ребёнка, на выбор профессии, социальный статус и на его судьбу в дальнейшем.

То, что ожидания, связанные с действиями подчиненных, имеют обыкновения сбываться, доказано многими исследователями. Этот принцип успешно действует в отношении руководителя с подчинёнными. Всегда ли работники ответственно относятся к своему делу? Всегда ли выполняют поручения руководителя? Насколько продуктивно они трудятся? На все эти вопросы один ответ: ваши подчиненные в большинстве случаев соответствуют вашим ожиданиям относительно них.

Пигмалион-эффект обладает и рефлексивным свойством: если человек сам от себя ожидает малого или махнул на себя рукой, то эффективность его труда обычно соответствует негативным ожиданиям.

Давайте относиться к людям «с авансом». Пусть они не совсем несовершенны. Пусть они не такие , какими бы вы сейчас хотели их видеть… Однако представьте, что уже через некоторое время они оправдают ваши самые смелые ожидания и в их жизни произойдёт мощный прорыв.

Бог любит отвечать на просьбы и молитвы, произнесенные с верой. Он может сотворить чудо в жизни людей, превосходящее эффект Пигмалиона. Он также может кардинально изменить сложившуюся ситуацию.

Источник: «Теперь время»,
№2 (33) 2015

Содержание:

Эффект Пигмалиона

Туринская плащеница

© Дизайн - Дмитрий Мологин. Программирование - Игорь Шиповский